Данная программа является средством развития речи ребенка через развитие художественно-творческой деятельности. Рисование нетрадиционными способами: кляксография, монотипия, тычкование, набрызг, фроттаж, оттиск, расчесывание краской помогают в развитии двигательных ощущений, мелкой моторики руки, что способствует активизации речевой активности. Занятия по рисованию развивают зрительное внимание и восприятие, развивают общие речевые навыки. Увлекательные задания развивают усидчивость и аккуратность, тренируют память, внимание, улучшают пространственное воображение, помогают справиться с эмоциями, воспитывают доброту и справедливость, развивают творческий потенциал. Программа «АРТ - малыш» является мощным толчком для развития речевой и эмоциональной сферы детей. Актуальность: В процессе реализации программы «АРТ - малыш» раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности обучающихся. Данная программа направлена на развитие мелкой моторики и 4 развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста через художественное творчество. Осваивая приемы рисования, обучающиеся овладевают навыком свободного владения карандашом и кистью, учатся регулировать свои движения в отношении темпа, силы нажима, у них вырабатывается плавность движения руки. В процессе рисования совершенствуются и развиваются все психические функции. Многочисленные исследования ученых доказали, что речевая деятельность у детей частично развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук, т.е. уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития движения пальцев рук. А, следовательно, увлекательные занятия по программе «АРТ-малыш» не только погружают детей в удивительный творческий мир, доставляют удовольствие, приносят радость, развивают воображение и фантазии ребенка, но также активное движение пальцев рук в процессе занятий художественным творчеством способствует активному развитию речевой деятельности дошкольников. Педагогическая целесообразность: программа «АРТ-малыш» создает условия для формирования психических процессов (речь, мышление, воображение, восприятие, ощущение), опираясь на основы графических элементов и нетрадиционные техники рисования. Программа решает целый комплекс задач речевого развития, эстетического восприятия и воспитания обучающихся. Для обучения рисованию в нетрадиционных техниках педагог использует самодельные инструменты, природные и бросовые материалы. Овладевая нетрадиционными техниками рисования, ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Задания в программе разработаны в соответствии с возрастными, психологическими и познавательными возможностям ребенка дошкольного возраста. Подбор упражнений, техник и материалов построен и адаптирован с учетом интересов и предпочтений детей данного возраста. Нетрадиционные техники рисования направленны на создание нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Для детей это огромная возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Благодаря художественной деятельности развиваются зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций рук, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев.